Радиальное смещение диска (диск "бьет яйцом", эллипс) — это когда нарушена геометрия окружности, и при вращении расстояние от оси вращения до обода постоянно меняется.
1. Подвеска
Постоянные радиальные удары, передающиеся на ось, вызывают ускоренный износ амортизаторов, пружин и опорных подшипников. Подвеска работает в режиме жестких точечных нагрузок, для которого не предназначена.
2. Колесные подшипники
Радиальная ударная нагрузка — самый разрушительный вид нагрузки для подшипников ступицы. Они быстро разбиваются, начинают гудеть и выходят из строя, что может привести к заклиниванию колеса.
3. Шины
Происходит неравномерный износ протектора по окружности — появляются отдельные проплешины или волнистая поверхность ("гребенка"). Это резко снижает ресурс покрышки и ухудшает сцепление с дорогой.
4. Рулевое управление
Хотя вибрация на руле при радиальном биении обычно меньше, чем при осевом, она все же присутствует и ощущается как "дрожжание" или "толчки", снижая комфорт управления.
5. Тормозная система
Радиальное биение может косвенно влиять на тормозной диск, особенно если он интегрирован со ступицей. Это может приводить к неравномерному износу тормозных пар и небольшой вибрации при торможении.
6. Крепежные элементы
Болты и шпильки колеса испытывают циклические нагрузки на срез и растяжение, что может привести к их ослаблению, повреждению резьбы или даже поломке.
7. Кузов и рама
Постоянная тряска и вибрация, особенно на высоких скоростях, передается на элементы кузова и рамы, способствуя ослаблению соединений и появлению скрипов.
8. Электроника и датчики
Вибрация негативно воздействует на датчики ABS/ESP, установленные вблизи ступиц, что может вызывать их преждевременный выход из строя или некорректные показания.
9. Трансмиссия (на ведущей оси)
Ударные нагрузки через приводные валы передаются на ШРУСы (гранаты) и элементы коробки передач, ускоряя их износ. Для полноприводных автомобилей вред особенно значителен.
10. Безопасность и управляемость
Суммарно все вышеперечисленное ухудшает пятно контакта шины с дорогой, делает поведение автомобиля менее предсказуемым на неровностях и увеличивает тормозной путь, напрямую влияя на безопасность.